Музыка в театр пришла ещё в V в. до н.э.

Все началось с Древней Греции, где хор в Античных Греческих трагедиях был неотъемлемым элементом  спектакля. Он находился на орхестре и распевал стихи, в которых оправдывал или осуждал действия главных персон.

Актеры также нередко переходили в пение, с целью создать максимальную эмоцию.

В состав хора входило 12-15 человек. Они выполняли функцию создания определенной атмосферы в необходимой сцене.

В эпоху Средневековья в основе театральных постановок лежали религиозные сюжеты. Они были насыщены духовной музыкой, мессами и литургиями. Их исполнял церковный хор.

После пришло Итальянское Возрождение. Театр начался с воплощения комедии Дель Арте, в которой музыка играла не последнюю роль. Появился первый оркестр, не многочисленный и состоящий из труб, гитар, барабанов и других ударных инструментов.

С развитием театра стали появляться его новые жанры.

Опера, тесно связанная с драматическим профессиональным театром, выводящая на первый план певца, актера-исполнителя, требовала уже не просто легких мелодий в сопровождении действия. Здесь было нужно нечто большее и грандиозное. Вследствие стали появляться дуэты, арии, терцеты, которые выполнялись под аккомпанемент больших оркестров. 

В ХІХ – ХХ веках в драматическом западноевропейском искусстве стали появляться новые театральные формы – пролог, опера-водевиль, дивертисмент.

Определенные музыкальные номера включены в пьесу самим драматургом. Они являются ее органической частью и должны исполняться в каждой постановке.

В другом случае музыкальное сопровождение пьесы включено как элемент постановки, вводимый режиссером в соответствии с его замыслом. С этой целью привлекаются композиторы, которые создают музыкальное оформление для конкретной постановки. Задача режиссера – отобрать подходящие фрагменты из различных сочинений для пьесы.

Те театральные постановки, в которых музыка включена по замыслу драматурга (создателя произведения) называются музыкальными пьесами.

Они сопровождаются сольным или хоровым пением, игрой на музыкальных инструментах, военным или бальным оркестром. 

Музыка, как правило, звучит за сценой, актер имитирует игру на инструментах и пение, если так предусмотрено.

Постановки могут сопровождаться танцевальными сценами.

Сегодня в качестве музыкального оформления спектакля преимущественно используется звукозапись.

В театре музыка является важным средством характеристики сценических положений и образов, неотъемлемым компонентом драматургии спектакля, ведущим проводником художественной идеи.

В драматических постановках музыкальное сопровождение создает определенную эмоциональную атмосферу. В сочетании с другими средствами она воссоздает национальный, исторический и локальный колорит, углубляя характеристики персонажей.

Музыка способствует драматической кульминации, подчеркивая переломные моменты в пьесе.